Интересное о чешских кредитах
Из статьи Вы узнаете:
Вероятно, вы уже слышали о том, что чешские кредиторы выдают деньги без страхования и документов. Вот что рассказывают по этому поводу аналитики:
— Часто ли в Чехии люди берут кредиты и для чего они им нужны? Какой размер займа в среднем при этом?
— Точных данных, конечно, нет. Так как есть срочные кредиты, они одноразовые. Кредитами по картам люди пользуются по несколько лет. В этой стране довольно большой охват населения кредитами. Последние исследования показали, что одним из вариантов кредитования пользуется около 43% взрослых людей здесь.
Банки устанавливают лимиты для заемщиков, у которых есть текущие счета. Размер кредита предварительно утверждается. Часто деньги получают без дополнительных документов, так как счет уже открыт, банк знаком с этим клиентом. Заемщик видит лимит на экране банкоматов. В среднем размер POS-кредита равен 10 тыс. крон. Так стоит стиральная машинка, холодильник, один евро равен примерно 27 кронам.
Важная тема современного потребительского кредитования – консолидация займов. Речь об объединении нескольких кредитов, средняя величина равна 155 тысяч крон, в пересчете на наши деньги – это 264,5 тысяч рублей. Займы наличностью обычно в среднем – 100 тыс. крон.
Что предпочитают заемщики в Чехии?
— Что в Чехии распространено больше: кредиты на большие или некрупные покупки?
— Есть разные типы займов под определенные приобретения. Часто люди применяют здесь кредитки, работающие по программам лояльности к банкам, к разным компаниям. За покупки людям начисляют баллы или деньги. Люди обращаются к кредиторам, когда необходимы средства на ремонты домов, квартир. Сумма кредита выделяется достаточная.
— Как можно оценить уровень финансовой грамотности населения в этой стране? В сравнении с нашим государством у кого будет преимущество?
— В Чехии в последнее время вырастает уровень данной грамотности, люди стали больше читать в СМИ, интернете, узнавать на форумах о кредитах, экономику и финансы преподают в школах, ВУЗах. Людей знакомят с тем, как правильно составлять свой и семейный бюджет, они узнают основные принципы работы денежной системы обращения, могут сравнивать разные кредитные предложения в банках и других финансовых организациях.
Это дает необходимые базовые знания. Часто проходят разные форумы, семинары, которые организовывают представители кредитных учреждений. Поэтому можно говорить, что грамотность населения Чехии в области финансов в последние годы увеличилась, но еще есть куда расти и дальше в этом направлении. В России тоже сейчас стала картина лучше, но уровень знаний в данной области для общей массы населения оставляет желать лучшего.
Возраст клиентов
— В каком возрасте в Чехии население уже пользуется продуктами банков?
— На этом рынке есть несколько счетов для детей, достигших 15 лет. Карточку дают детям уже и 8-12 лет. Тут многое зависит от решения банка. Родителям надо открывать счета детям, давать согласие с условиями. Они имеют право проконтролировать оплаты, совершаемые несовершеннолетними детьми. Есть некоторые ограничения по таким счетам. Это относится к оплате по сети Интернет и к снятию денег в банкоматах. У детей нет возможности сразу все потратить. Это делается, чтобы люди с раннего возраста учились планировать свой бюджет, осваивали финансовую грамотность.
— Какие документы надо принести в банк для оформления кредита?
— Документация бывает разной. Как правило, требуется два документа для подтверждения личности (паспорт и второй, например, водительские права). Многие просят текущий счет в банке, проверяется и кредитная история клиентов. Кредиторы на основании этого оценивают финансовое положение людей, смотрят, какие у них еще есть долги, как они их возвращают. Многое зависит от размера кредита, если сумма большая, просят и другую документацию, могут отправить запрос на работу, позвонить по телефону. Это необходимо для проверки данных по заявлениям, чтобы выдать деньги только тем, кто сможет их вернуть.
Страхование займов
— Нужна ли страховка при оформлении кредита в Чехии?
— Ни одно банковское учреждение не требует здесь страхования, как условия для выдачи займа. Если человек хочет, то он может застраховаться. Это может улучшить условия выдачи денег и поднять вероятность положительного решения по выдаче кредита. Банки хотят, чтобы были уменьшены их риски при потере трудоспособности клиента, несчастных случаях. Кроме традиционного страхования, люди договариваются о допуслугах, это позволяет уменьшить выплаты по кредиту или отложить на какой-то период времени, что часто выручает при ухудшении финансового положения у заемщика.
— Каковы размеры ставок по потребительским займам у большинства банков в Чехии?
— На размеры ставок влияют разные факторы. Это инфляция, ставка Центробанка, уровень зрелости рынка, прогноз по развитию экономической ситуации, конкуренция на финансовом рынке. В Чехии последний показатель высокий. К каждому клиенту подходят индивидуально, ставки в каждом случае разные.
— Насколько обязательны клиенты банков в Чехии? Часто ли встречаются просрочки и задолженности?
— Сказывается влияние кризиса 2008 года, тогда произошло ужесточение условий в банках, чтобы уменьшить риск невозврата кредитов. «Home Credit» сделал это в первых рядах. Это позволило удержать процент неблагополучных займов на приемлемом уровне. Была разработана гибкая методика управления рисками, она сразу прореагировала. С того момента кредиторы стали осторожнее, тщательнее анализируют заявки на выдачу средств. Хотя тоже есть проблемы с долгами.
— Есть ли в Чехии коллекторские агентства, как банки работают с теми, кто не возвращает долг?
— Да, это в Чехии есть. Банки часто обращаются в суд, потом все передают судебным исполнителям. У должника изымают имущество для оплаты его долга. Но еще до суда есть возможность урегулировать ситуацию. По почте приходит уведомление о долге, после этого идут переговоры по телефону, кредитор ищет варианты для оплаты. Это длится пару недель, если не помогает, то банк обращается в суд.
— Есть ли принципиальное отличие клиентов в Чехии и России?
— Рынки этих стран разные, нельзя дать объективной оценки. 20 лет они развивались изолированно. Это и разный уровень конкуренции и своя философия для урегулирования. У клиентов свои предпочтения. Главное везде стремиться к высокому качеству обслуживания, тогда клиенты будут с удовольствием приходить в банки.